И грозит не частным порядком, а от вполне официального лица. Ужесточать санкции до такого уровня призывал руководитель одной из ведущих фракций Европарламента, Европейской народной партии, Манфред Вебер. Потенциальных поводов сразу два: или здоровье Навального ослабнет в ходе голодовки, или ситуация на востоке Украины выйдет из-под контроля.
Ответом, по мысли Вебера, станет переход от дозированных санкций к масштабным, и как два основных варианта — замораживание счетов олигархов и изгнание России из SWIFT. Вишенка на торте — жирный крест на «Северном потоке-2». При отключенном SWIFT газовая торговля станет невозможной, а с учетом ухудшения отношений Восток-Запад — бессмысленной.
В «боксе по переписке» Россию представил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. Упрекнул европейского коллегу в русофобии, нежелании сотрудничать и даже в прямых подсказках Киеву. Мол, и далее нужно продолжить науськивать Запад на Кремль и по-всякому разжигать.
Вроде, побоксировали и разошлись по своим углам, однако я что-то напрягаюсь. Риторика в духе «не будут усмиряться — отключим SWIFT» в последние месяцы усилилась. В марте пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле «не исключают никаких потенциальных угроз санкций». В том числе и крайнюю меру — отключение от SWIFT.
Причем прислушиваться стоит не к Белому дому, а к ЕС: штаб-квартира «банковского агрегатора» находится в Старом Свете и Америке не подчиняется. Отключение российских банков, как уверяют эксперты, парализует нашу финансовую систему, по крайней мере, внешние операции. «Холодная война покажется детской забавой», — сказал по этому поводу глава «Сбера» Герман Греф еще 4 года назад.
Напрягаемся и ждем — сделать по этому поводу вряд ли что-то возможно.