Нас с вами ежедневно окружает множество механизмов, которые облегчают нашу жизнь и помогают делать трудную работу. Начиная с тележки в магазине, и заканчивая турбиной реактивного самолета, практически везде используются такие элементы как подшипники.
Несмотря на относительную простоту их конструкции, это по-настоящему важная деталь, без которой большинство сложных механизмов не могли бы эффективно выполнять необходимые функции, заложенные в них разработчиками.
Подшипники относятся к так называемым трибологическим компонентам. Наука трибология занимается изучением контакта и взаимодействия твердых деформируемых тел и процесса их трения. Термин впервые был введен в обиход в 1966 году английским ученым П. Джостом.
Он же стал основоположником триботехники – применение процессов трения в различных механизмах. Исходя из этого мы можем выделить основные задачи, которые возложены на вкладыши подшипника:
- Предотвращение трения между металлическими элементами;
- Снижение потерь энергии;
- Повышение износостойкости;
- Ограничение свободы хода движущихся элементов конструкции.
Фактически это сборочный узел, состоящий из:
1. Колец (внешнее и внутреннее);
2. Тела качения/скольжения;
3. Сепаратора;
4. Желоба.
Главная функция практически всех подшипников - фиксация вращающихся деталей, позволяющая осуществлять как качение, так и вращение, а иногда и линейное перемещение. При этом коэффициент трения минимально допустимый, что обеспечивает малые потери энергии, уменьшает износ конструкции.
В зависимости от характера нагрузки (ее направление по отношению к геометрической оси вала) подшипники бывают:
1) Осевыми;
2) Радиальными;
3) Комбинированными.
Если же говорить о выполняемой функции, то их делят на два вида: качения и скольжения.